4-2018

Аннотации и ключевые слова

Моделирование работы электронного устройства управления рекуперативным магнитным амортизатором в системе Simulink

Сарбаев В.И., Гармаш Ю.В., Крюков А.Н., Блинникова Л.Г.

Предлагается модель электронного устройства управления рекуперативным магнитным амортизатором, разработанная в системе имитационного моделирования Simulink. Устройство реализует энергоэффективный способ экономии топлива и позволяет регулировать жесткость подвески в зависимости от условий движения автомобиля. Часть тепловой энергии, выделяемой при перемещении поршня амортизатора, используется для подзарядки аккумуляторной батареи. Применение импульсного преобразователя электрической энергии позволяет получить уровень напряжения, оптимальный для заряда батареи.

Ключевые слова: амортизатор, катушка индуктивности, жесткость амортизатора, магнитное поле, амортизаторная характеристика, моделирование, импульсный преобразователь пара-метров электрической энергии.


Ускоренный запуск электромашинных преобразователей аварийных источников бесперебойного питания

Вышков Ю.Д., Резников С.Б., Харченко И.А.

Необходимым требованием к аварийным источникам бесперебойного питания является быстрое достижение номинального выходного напряжения и тока при запуске. Предложен способ ускоренного запуска авиационных электромашинных преобразователей аварийных источников бесперебойного питания с использованием суперконденсаторов, обеспечивающих большую удельную мощность по сравнению с аккумуляторами. С помощью имитационной компьютер-ной модели в среде Simulink, SimPowerSystems проведено исследование запуска авиационно-го бортового преобразователя типа ПТ. Показано, что использование суперконденcаторов для запуска позволяет сократить время выхода на номинальный режим в 3–7 раз, что важно для бортовых источников бесперебойного питания.

Ключевые слова: электромашинный преобразователь, источник бесперебойного питания, суперконденсатор, имитационная модель пуска преобразователя.


Трехключевой режим коммутации пятифазного преобразователя. Обобщенный вектор напряжения пятифазной системы при трехключевой коммутации

Терешкин В.М., Гришин Д.А., Макулов И.А.

Рассмотрен один из возможных режимов работы пятифазного преобразователя на симметричную нагрузку – трехключевой режим работы. Проведен сравнительный анализ трехключевого и пятиключевого режимов работы пятифазного преобразователя, подключенного на симметричную пятифазную нагрузку. Приведен алгоритм управления пятифазным преобразователем, работающим в трехключевом режиме коммутации. Установлено, что результат расчета первой гармоники фазного напряжения пятифазного преобразователя, полученный векторным методом, совпадает с результатом, полученным при разложении в ряд Фурье функции, которая описывает форму фазного напряжения. Для обеспечения равенства входной мощности преобразователя, работающего в трехключевом и пятиключевом режимах коммутации на симметричную пятифазную нагрузку, необходимо повышать входное напряжение преобразователя, работающего в трехключевом режим, в 1,34 раза. Исследования проводились с учетом того, что в качестве нагрузки пятифазного преобразователя используется пятифазная рабочая обмотка двигателя.

Ключевые слова: симметричная пятифазная нагрузка, пятифазная рабочая обмотка двигателя, результирующий вектор напряжения, обобщенный вектор напряжения, трехключевой режим коммутации пятифазного преобразователя, пятиключевой режим коммутации пятифазного преобразователя, алгоритмы управления пятифазным преобразователем.


Оценка влияния характеристик релейной защиты на величину ущерба от КЗ в судовых электроэнергетических системах

Малышкин С.Б., Бочкарев В.Н.

В работе предлагается оценивать качество релейной защиты по величине экономического ущерба: прямого – от повреждения электрооборудования дугой КЗ и косвенного – от недоотпуска электроэнергии отключенным потребителям. Предложены выражения для мгновенного и среднего за период эксплуатации значения ущерба, включающие в себя все основные нормируемые характеристики релейной защиты.

Ключевые слова: судовые электроэнергетические системы, релейная защита, экономический ущерб.


Автотрансформаторно-выпрямительные устройства в системах электроснабжения летательных аппаратов. Трехфазный уравнительный трансформатор. Часть 1

Коняхин С.Ф., Коняхин В.С.

В статье описаны типологические свойства АТВУ с равномерными и неравномерными девятифазными системами напряжений. Рассмотрена работа уравнительных трансформаторов в многофазных выпрямительных устройствах.

Ключевые слова: АТВУ, равномерная и неравномерная девятифазная система напряжений, восемнадцатипульсное выпрямление, уравнительный трансформатор.


Исследование статических полей с помощью программного комплекса ELCUT

Горский А.Н., Сергеенков Н.А.

В статье приведены особенности применения программного комплекса ЕLCUT, картины поля при различных частотах, диэлектрических проницаемостях, при различных величинах проводимостей, а также в неоднородной среде. Полученные результаты могут быть использованы при исследовании плоскопараллельных и осесимметричных полей при произвольной форме электродов, когда аналитические исследования представляют значительные математические трудности.

Ключевые слова: программный комплекс ELCUT, картина поля, заряженная плоскость, плоско-параллельная задача, анализ картины поля, влияние частоты.


Влияние технологии производства якорей на надежность автомобильных стартеров

Ютт В.Е., Соколов Л.А., Морозов В.В.

В статье рассмотрены конструктивные особенности и технология производства якорей авто-мобильных стартеров, а также требования к точности составляющих элементов якоря и физико-механические свойства применяемых материалов, влияющих на качество и надежность изделия в целом. Рассмотрены варианты автоматизации процессов изготовления стержневых секций и их сборки с сердечником якоря.

Ключевые слова: конструкция, технология производства, якорь, секция, сборка, автоматизация, надежность, устройство, схема.


Диффузионная термохимическая обработка поверхности алмаза

Дерябкин А.В.

Разработанная технология диффузионной термохимической обработки поверхности алмаза обеспечивает высокое качество поверхности алмаза. Термохимическая шлифовка на железе подходит для шлифовки и утонения алмаза. В то же время шлифовка на никеле дает более качественную поверхность, так как качество поверхности никеля от температуры не изменяется. Термическая обработка поликристаллического алмаза на никеле применяется для получения более гладкой поверхности. Поэтому травление на никеле целесообразно проводить для чистовой доводки поверхности алмаза либо для очень ответственных деталей.

Ключевые слова: термохимическая шлифовка, поликристаллический алмаз, железо, никель, шероховатость, водород, диффузионный режим, система железо – углерод.


Проблемы и перспективы развития электротехнических и электронных систем диагностики работоспособности комплекса и элементов электрооборудования автомобилей в производстве и эксплуатации

Козловский В.Н., Петровский С.В., Новикова А.П., Пьянов М.А.

В представленной работе приводятся результаты комплексного исследования проблемы развития систем диагностики качества и надежности функционирования электрооборудования, используемых на этапах жизненного цикла автомобилей.

Ключевые слова: качество, надежность, автомобиль, система электрооборудования.


Обеспечение электромагнитной совместимости перспективных систем электрической тяги с устройствами железнодорожной автоматики

Иньков Ю.М., Розенберг Е.Н., Фадейкин Т.Н., Шухина Е.Е.

В статье рассмотрены перспективы применения высокого напряжения 24 кВ для повышения энергоэффективности перевозочного процесса. Показаны допустимые значения величины гармонических составляющих. Определены объекты, которые подвержены электромагнитному влиянию, и представлены методы по обеспечению электромагнитной совместимости.

Ключевые слова: автономный инвертор напряжения, тяговый подвижной состав, электромагнитная совместимость, сигнализация, централизация и блокировка, фильтр.