3-2018

Аннотации и ключевые слова

Эволюция мотивов использования электромобилей

Яковлев В.Ф.

В начале ХХ века электромобили имели лучшие технико-экономические характеристики по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания и гужевым транспортом. Позднее электромобили утратили конкурентоспособность из-за малого пробега до подзарядки. Сегодня они опять востребованы как экологически чистое транспортное средство.

Ключевые слова: автомобиль, электромобиль, аккумуляторная батарея, энергетическая эффективность автомобиля.


Cовместный расчет систем тягового и внешнего электроснабжения для режимов тяговой нагрузки и короткого замыкания

Серебряков А.С., Герман Л.А., Осокин В.Л., Субханвердиев К.С.

В исследовании разработана методика расчета системы тягового электроснабжения совместно с полной трехфазной схемой системы внешнего электроснабжения для формирования эталон-метода совместного расчета систем тягового и внешнего электроснабжения. Выполнено поэтапное формирование упрощенной однофазной схемы замещения тяговой сети с учетом трехфазной системы внешнего электроснабжения. Разработана методика расчета тягового режима и тока КЗ в тяговой сети по упрощенной однофазной схеме замещения. Выполнены примеры расчетов токов короткого замыкания и нагрузочного режима в однофазной схеме замещения. Оценена погрешность упрощенной однофазной схемы замещения в различных режимах работы.

Ключевые слова: электрические расчеты, программа расчета, система тягового электроснабжения, система внешнего электроснабжения, режим тяговой нагрузки, режим короткого замыкания, методическая погрешность.


Исследование компенсаторов реактивной мощности в тяговой сети переменного тока с двухступенчатой коммутацией конденсаторов гибридными аппаратами

Власьевский С. В., Климаш С.В., Климаш В.С.

Рассмотрена проблема, связанная с коммутационными процессами при применении электрических аппаратов для двухступенчатых компенсаторов реактивной мощности в системе тягового электроснабжения. Предлагаются гибридные аппараты для мягкого пуска подключения конденсаторов в тяговых сетях переменного тока 27,5 кВ. Рассмотрены два вида электронных пускателей в составе гибридных аппаратов для однофазных конденсаторных батарей: быстродействующие диоднотиристорные пускатели со специальным управлением и пускатели повышенной надежности на основе диодных выпрямителей с реактором в цепи постоянного тока. После пуска конденсаторных батарей электронная часть пускателей шунтируется электрическим аппаратом. Приведены результаты моделирования и исследования динамических процессов двухступенчатых компенсаторов реактивной мощности в системе тягового электроснабжения.

Ключевые слова: конденсаторы, компенсация реактивной мощности, электронно-электрический аппарат, тяговая подстанция, моделирование динамических процессов.


Расчет статических электрических и магнитных полей различной геометрии

Горский А.Н., Сергеенков Н.А.

В статье приводятся конечные результаты и рекомендации по расчету электрических и магнитных полей элементов электрооборудования простых геометрических форм. Электрические и магнитные поля рассмотрены в дальней и ближней зонах. В тех случаях, где это удалось, при-ведены аналитические выражения, в других рекомендовано использовать программный комплекс ELCUT. Авторы полагают, что полученные результаты помогут решить ряд прикладных задач электромагнитной совместимости, электромагнитной экологии, защиты от непреднамеренных и преднамеренных помех.

Ключевые слова: транспортные средства, электрические и магнитные поля, ближняя и дальняя зоны, программный комплекс ELCUT, картина поля, диполь, заряженная плоскость, сфера, цилиндр, заряженный диск, провод, длинная линия, многослойная катушка.


Интегральный критерий для оценки безотказности электроэнергетических объектов метрополитена с использованием модифицированного топологического метода

Шевлюгин М.В., Чекан Г.В.

В рамках статьи представлены расчеты уровня безотказности участка системы электроснабжения метрополитена с использованием модифицированного топологического метода, реализованного в программном комплексе DoRI_CL. Впервые предложен интегральный критерий – коэффициент добротности вероятности отказа, позволяющий оценить погрешности использования разработанного комплексного подхода. Сформулированы условия для различных диапазонов предложенного коэффициента.

Ключевые слова: безотказность, надежность, система электроснабжения, коэффициент добротности вероятности отказа, топологический метод, метрополитен.


Расчет оптимального количества технологического оборудования для станции технического обслуживания автомобилей

Чебоксаров А.Н.

В статье рассматривается методика расчета оптимального количества технологического оборудования для станции технического обслуживания автомобилей. Для расчета предлагается использовать теорию массового обслуживания, а также учитывать затраты, связанные с потерей заявок клиентов, и затраты на приобретение оборудования.

Ключевые слова: автомобиль, технологическое оборудование, теория массового обслуживания, затраты.


Исследование режима постоянства выходной мощности тягового вентильно-индукторного электропривода

Красовский А.Б., Соловьев В.А., Соболев В.А., Горбунова Е.С.

Обеспечение предельной механической характеристики с достаточно протяженным участком по-стоянства выходной мощности является специфическим требованием для тягового электропривода. Вентильно-индукторные машины (ВИМ), не уступающие по удельным показателям большинству других типов машин в области больших и средних мощностей, но превосходящие их по надежности и простоте конструкции, уже достаточно давно рассматриваются для применения в тяговых электроприводах. Однако при традиционном управлении, когда с ростом скорости режим постоянства мощности достигается увеличением углового интервала возбужденного состояния фаз путем прогрессирующего сдвига положения включения фаз двигателя в сторону опережения, требуемые диапазоны изменения скорости не обеспечиваются. В статье рассмотрены физические причины ограничения скоростного диапазона работы ВИМ в тяговых электроприводах при традиционных методах управления и дана оценка возможностям его расширения за счет специальных конструктивных решений и алгоритмов управления. Учитывая нелинейность процессов в ВИП, исследования проведены с использованием имитационных моделей в среде Matlab-Simulink.

Ключевые слова: тяговый электропривод, постоянство выходной мощности, вентильно-индукторный двигатель, ограничение диапазона регулирования, режим непрерывного протекания фазного тока двигателя.


Работа системы управления асинхронного двигателя с вычислителем момента

Доманов В.И., Доманов А.В., Альтахер Аббас А. Карим

Рассмотрена работа схемы вычислителя момента. Использованы уравнения обобщенной электрической машины для получения выражения момента асинхронного двигателя. Приведены исходная и преобразованная структурные схемы вычислителя. Получено выражение для расчета момента по данным первичных датчиков. Проведен анализ ошибок вычислителя и определены пути их снижения. Выполнен анализ работы системы управления. Определены ограничения на изменение коэффициента передачи вычислителя момента.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, вычислитель момента, система координат, схема вычислителя, робастная устойчивость, показатель качества.


Оценка режимов функционирования тягового электродвигателя электропоезда ЭР-9Т типа РТ-51М с помощью параметров распознавания технического состояния

Менщиков И.А., Баташов С.И.

Приведены результаты оценки режимов функционирования и технического состояния электромеханических систем с тяговыми электродвигателями постоянного тока электропоезда переменного тока серии ЭР-9Т. Проблему распознавания режимов функционирования и технического состояния электромеханических систем предлагается решать с помощью математической обработки параметров признаков распознавания, которые могут использоваться в автоматизированной системе адаптивного мониторинга электромеханических систем, а также для прогнозирования отказов элементов электромеханических систем.

Ключевые слова: электромеханические системы, тяговый электропривод, теория распознавания образов, техническая диагностика.


Разработка и исследование наблюдателя скорости с адаптером сопротивления статора для системы векторного управления магнитоэлектрического двигателя

Исмагилов Ф.Р., Каримов В.И., Вавилов В.Е.

В статье разрабатывается наблюдатель скорости с адаптером сопротивления статора, который может применяться в системе векторного управления магнитоэлектрическим двигателем. Получено выражение для закона адаптации сопротивления статора. Проведено моделирование предложенного наблюдателя скорости, которое показало высокую точность и скорость работы наблюдателя.

Ключевые слова: наблюдатель скорости, векторное управление, синхронный двигатель.