2-2018

Аннотации и ключевые слова

Автотрансформаторно-выпрямительные устройства в системах электроснабжения летательных аппаратов. Неравномерные топологические структуры

Коняхин С.В., Коняхин В.С.

Рассмотрены основные топологические структуры автотрансформатор-ных узлов АТВУ с неравномерным восемнадцатипульсным выпрямлением. Для всех топологий получены основные расчетные соотношения, определены габаритные мощности и коэффициенты искажения синусоидальности потребляемого тока.

Ключевые слова: АТВУ, неравномерное девятифазное преобразование, восемнадцатипульсное выпрямление, топологические структуры, треугольник, звезда, шестиугольник, Т-схема.


Моделирование основных процессов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой

Строганов В.И., Козловский В.Н., Шакурский М.В., Заятров А.В.

В статье представлены результаты разработки математической модели процессов преобразования энергии в системе тягового привода электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой.

Ключевые слова: электромобиль, автомобиль с комбинированной энергоустановкой, моделирование, преобразование энергии.


Импульсные перенапряжения в рельсовом пути при стекании с него токов молнии

Косарев А.Б., Косарев Б.И.

В статье рассмотрены вопросы импульсных перенапряжений в рельсовых цепях при стекании с них токов молнии. Оценено влияние первичных параметров рельсового пути на коммутационные перенапряжения. Установлено, что влияние поверхностного эффекта в рельсах и земле, влияние емкости рельсового пути на уровни грозовых перенапряжений необходимо учитывать только при расчете максимальных значений этих напряжений. При этом максимальные значения увеличиваются в среднем на 20%. Показано, что при расчетах мгновенных значений напряжений «Рельсы – земля» рельсовый путь можно представлять как цепь с распределенными электрическими параметрами типа L-g. Отмечено, что особенностью рельсового пути как цепи с распределенными параметрами является неоднородность по длине его первичных параметров, обусловленных наличием разветвленных путей станций. Предложена методика расчета импульсных перенапряжений в разветвленном рельсовом пути при стекании с него токов молнии. Показано, что наряду с существенным снижением напряжения «Рельсы станции – земля» в импульсном режиме его значение на станции имеет значительно большее затухание, чем на перегоне. Объясняется это тем, что индуктивность контура «Рельсы станции – земля» с увеличением числа путей снижается значительно меньше, чем переходное сопротивление на станциях. Тем самым в спектре частот тока молнии коэффициент распространения рельсового пути станции существенно выше, чем на перегоне.

Ключевые слова: ток молнии, импульсные перенапряжения, рельсовый путь, фронт волны, коэффициент затухания, волновое сопротивление.


Зарядная инфраструктура для электромобилей в условиях существующей энергетической системы: проблемы и пути решения

Бузыканов Н.С., Сидоров К.М.

В рамках настоящего исследования электромобильный транспорт рассмотрен с позиции потребителя электрической энергии в зарядной инфраструктуре, при этом выполнен анализ характера нагрузки на существующую энергосеть общего пользования. В статье рассмотрено одно из важных преимуществ эксплуатации электромобилей, недоступное в сфере традиционного автотранспорта на углеводородном топливе, – повышение энергетической эффективности и компенсация нагрузки на ограниченные энергоресурсы за счет использования экологически чистой альтернативной энергетики. В статье проведен обзор возобновляемых источников энергии, применимых в зарядной инфраструктуре для электромобилей, описан зарубежный опыт в данной сфере, исследованы энергетические характеристики солнечных и ветровых электроустановок, рассчитана работа зарядной станции для электромобилей с применением возобновляемых источников энергии.

Ключевые слова: зарядная инфраструктура, электромобиль, зарядная станция, возобновляемые источники энергии, электрическая нагрузка.


Экспериментальная проверка расчета параметров индуктивности сглаживающего реактора фильтр-устройства с полностью замкнутым магнитным потоком

Лобынцев В.В.

Использование прогрессивных конструктивных решений при создании силового электроэнергетического оборудования системы тягового электроснабжения постоянного тока позволяет втрое увеличить концентрацию энергии в единице объема. Секционированная немагнитными зазорами бронестержневая радиально-цилиндрическая магнитная система с нешихтованными массивными элементами конструкции позволила обеспечить их высокую механическую прочность без дополнительного использования бандажей и прессующих элементов при условии приемлемого уровня потерь на гистерезис и вихревые токи, а также соблюдении требований безусловной линеаризации магнитного потока в диапазоне рабочих токов. Последнее обусловлено эксплуатацией реакторов типа РЖФА-6500 в составе фильтр-устройств мощных выпрямителей, питающих электроподвижной состав.

Ключевые слова: индуктивность, кривая намагничивания, метод амперметра-вольтметра.


Релейная защита нейтральных вставок тяговых сетей переменного тока

Быкадоров А.Л., Жуков А.В.

Рассмотрены вопросы математического моделирования аварийного режима тяговой сети переменного тока при межфазном коротком замыкании через нейтральную вставку. Получены уникальные характеристики аварийного режима для построения системы релейной защиты тяговой сети переменного тока.

Ключевые слова: математическое моделирование, тяговая сеть, нейтральная вставка, короткое замыкание, релейная защита.


Исследование работы асинхронного двигателя по упрощенной схеме двойного питания

Доманов В.И., Доманов А.В., Мурзаков Д.Г.

Предложена схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором по упрощенной схеме двойного питания. Приведены графики переходных процессов электропривода в различных режимах. Проведен анализ совместной работы двух структур управления.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, транзисторный регулятор напряжения, ШИМ, дифференциальный сельсин, двойное питание.


Измерение добротности полупроводниковых варикапов в схеме с автоматизированным алгоритмом

Сурайкин А.И., Кокулов С.Г.

В статье приводятся результаты разработки автоматизированного измерителя добротности полупроводниковых варикапов. Рассматриваются схема автоматизированного измерения добротности, алгоритм работы автоматизированного измерителя.

Ключевые слова: варикап, добротность, барьерная емкость, автоматизированное измерение, алгоритм автоматизированного измерения добротности.


Анализ эксплуатационных дефектов ключевых элементов электрооборудования автомобилей

Козловский В.Н., Киреев К.В., Строганов В.И.

В представленной работе приводятся результаты исследования надежности основных элементов системы электрооборудования современных легковых автомобилей российского производства в период гарантийной эксплуатации. Вскрыты основные причины отказов электрооборудования. Проведен расчет показателей надежности для основных функциональных блоков, входящих в состав выделенных элементов электрооборудования.

Ключевые слова: надежность, автомобиль, система электрооборудования, электромеханический преобразователь.


Особенности эксплуатации и диагностирования дизельных генераторов, работающих на биотопливе

Люминарская Е.С., Селиванов К.В.

В статье рассматриваются перспективы развития малой распределенной электроэнергетики, способы ее получения. Приведены полученные результаты по расходу биодизельного топлива различными электрогенераторами и результаты их диагностирования. Возможные угрозы потери работоспособности в результате неадаптированности существующих электрогенераторов к работе на биодизельном топливе, а также преимущества использования биодизельного топлива.

Ключевые слова: биодизель, малая распределенная электроэнергетика, работоспособность.