1-2018

Аннотации и ключевые слова

Резервные вторичные источники электропитания переменного тока со звеном постоянного напряжения для транспортных и стационарных электроэнергетических комплексов

Резников С.Б., Харченко И.А., Корнилов А.Б., Савостьянов В.В., Томилин М.М., Храмцов К.Н.

Предлагаются нетрадиционные схемотехнические и алгоритмические решения для резервных вторичных источников электропитания переменного тока со звеном постоянного напряжения, включая источники бесперебойного питания (ИБП), предназначенные для транспортных и стационарных электроэнергетических комплексов (ЭЭК) широкого назначения. Решения обеспечивают существенное улучшение массо-энергетических, надежностных и технологических характеристик, защищены приоритетом РФ и пригодны для импортозамещения в номенклатуре изделий силовой электроники. Статья представляет интерес для широкого круга исследователей и разработчиков в области силовой электроники и электроэнергетических комплексов.

Ключевые слова: электроэнергетические комплексы, силовая электроника, статические преобразователи, вторичные источники электропитания, источники бесперебойного питания, модульная архитектура, конверторы, инверторы, преобразователи частоты, циклоконверторы, выпрямители, корректоры коэффициента мощности.


Анализ токораспределения в тяговых сетях переменного тока при их двухстороннем питании и учете сопротивления системы внешнего электроснабжения

Косарев А.Б., Косарев Б.И.

Предложена методика расчета приведенного к напряжению 27,5 кВ эквивалентного сопротивления системы внешнего электроснабжения и силового тягового трансформатора. Показана невозможность преобразования треугольника сопротивлений вторичной обмотки силового трансформатора в звезду сопротивлений из-за наличия взаимоиндуктивных связей между первичной и вторичной обмотками и неравномерной загрузкой фаз при несимметричных (неполнофазных) режимах. Предложена эквивалентная схема замещения системы тягового электроснабжения, позволяющая учесть падение напряжения на общем сопротивлении системы внешнего электроснабжения от тяговых токов рассматриваемой и соседних фидерных зон.

Ключевые слова: силовой тяговый трансформатор, система внешнего электроснабжения, тяговая сеть, короткое замыкание, ток, напряжение.


Подход к формированию рейтинга работы машиниста с использованием различных метрик сравнения

Сидоренко В.Г., Кулагин М.А.

На данный момент в компании ОАО «РЖД» отсутствует объективная возможность формирования рейтинга машинистов с целью принятия быстрых и эффективных управленческих решений. В рамках описанной ниже статьи авторами предлагается алгоритм ранжирования машинистов на основе показателей работы машинистов. Использовались различные метрики оценки расстояния между целевым и фактическим векторами показателей, такие как: евклидово расстояние, манхэттенское расстояние, расстояние Чебышева, «считающее» расстояние, косинусное расстояние, расстояние Махаланобиса. Использование описанного в статье алгоритма позволит объективно оценить качество работы машинистов и вовремя принять управленческие меры в отношении того или иного сотрудника.

Ключевые слова: рейтинг машинистов, метрики, ранжирование, управление рисками, матрица ковариации.


Нормативные основы экономии электрической энергии в строительстве

Гречишников В.А., Сорокина А.В., Соловьев В.В., Гавриленков А.А., Демидов С.С.

Проблема сбережения электрической энергии на транспорте относится не только к перевозочному процессу и его всестороннему обеспечению, но и к созданию инфраструктурных объектов – их строительству, реконструкции, капитальному ремонту, модернизации. В данной постановке вопрос чаще всего рассматривается не отдельно, а в контексте общих задач ресурсосбережения в отраслях. Проведен комплекс исследований, конкретизирующих специфику потребления электрической энергии в транспортном строительстве, нормативного учета электроэнергии, путей снижения удельных затрат на электроэнергию в железнодорожном строительстве.

Ключевые слова: строительство, электрическая энергия, ресурсосбережение, нормы потребления.


Экспериментальные исследования электрического тормоза электропоезда с асинхронным тяговым приводом в режиме автоматического торможения

Александров А.В.

Приведены преимущества применения автоматического электрического тормоза. Дано описание испытательного стенда, на котором проводились экспериментальные исследования по проверке пригодности асинхронного тягового привода для электрического автоматического торможения. Приведены результаты экспериментов по проверке пригодности привода в целом и по определению минимального начального напряжения на конденсаторе входного фильтра.

Ключевые слова: электродинамическое торможение, асинхронный тяговый привод, эффективность торможения, автоматический электрический тормоз.


Исследование синхронных электродвигателей с постоянными магнитами и асинхронным пуском

Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Бекузин В.И., Айгузина В.В.

В статье представлена возможность использования синхронных двигателей с постоянными магнитами и асинхронным пуском в качестве топливоперекачивающих приводов летательного аппарата взамен асинхронных двигателей. Приведены экспериментальные исследования масштабируемого экспериментального образца, верифицированные с компьютерной моделью, и построена компьютерная модель синхронного электродвигателя с постоянными магнитами и асинхронным пуском для топливоперекачивающих приводов летательного аппарата.

Ключевые слова: синхронные двигатели, асинхронный пуск, инкорпорированные магниты.


Энергоэффективное двухзонное регулирование электропривода с прямым управлением моментом асинхронных двигателей

Федяева Г.А., Иньков Ю.М., Конохов Д.В.,Тарасов А.Н.

В статье представлена функциональная схема энергоэффективной системы электропривода с прямым управлением моментом асинхронных двигателей. В системе предусмотрено изменение потокосцепления статора в функции задания на момент двигателя по энергосберегающей зависимости, рассчитанной для получения оптимального по критерию минимума тока статора угла между векторами тока и потокосцепления статора. Дополнительно для повышения точности предусмотрена коррекция угла между названными моментообразующими векторами. Графоаналитическим методом с использованием векторной диаграммы оценены оптимальные по критерию минимума тока статора углы между векторами тока и потокосцепления статора для асинхронных тяговых электродвигателей тепловозов при различных нагрузках. На основе моделирования тягового электропривода тепловоза 2ТЭ25А показана целесообразность применения предлагаемых энергосберегающих алгоритмов.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, энергосбережение, моментообразующие векторы, система управления, тяговый электропривод.


Экспериментальное определение потерь во вспомогательном электро-приводе при различных формах напряжения питания

Шаров В.А., Корольков В.А., Ляшенко А.С., Самко Е.Б., Власов Д.И.

На базе серийного преобразователя собственных нужд электровоза постоянного тока проведен эксперимент по сравнению величин суммарных потерь в электроприводе при двух видах фильтрующих устройств (преобразователь и электрическая машина). В статье приведены зависимости потерь в низковольтных модулях преобразователя и суммарных потерь в электроприводе. Статья содержит методику калибровки измерительных каналов автоматизированной измерительной системы. Применение указанной методики позволило уменьшить величины систематических погрешностей измерений. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при проектировании системы охлаждения преобразователя и выборе параметров подключаемого к нему асинхронного двигателя.

Ключевые слова: статические преобразователи, напряжение с широтно-импульсной модуляцией, вспомогательный электропривод, фильтрующие устройства, автономные инверторы напряжения, автоматизированная измерительная система, измерительный канал, погрешность измерений, электрические потери.


Технология изготовления герметичной конструкции МЭМС-устройств

Бабкин С.И., Беляев Я.В., Лебедев C.В., Яковлев О.Ю.

Описан способ герметизации МЭМС-устройств, состоящий в формировании разводки на герметизирующей крышке и на КНИ-подложке с последующим их соединением с помощью эвтектики поликристаллический кремний-золото. Ключевые слова: МЭМС, эвтектика, поликристаллический кремний, золото.


Надежность электрооборудования автомобиля Lada Kalina в гарантийный период эксплуатации

Денисов И.В., Смирнов А.А.

В статье представлены результаты исследования эксплуатационной надежности электрооборудования автомобиля Lada Kalina. Установлена номенклатура дефектных элементов, для которых определены показатели надежности. Полученные сведения следует использовать для предупреждения отказов на предприятиях автомобильного сервиса с целью управления техническим состоянием электрооборудования транспортной машины.

Ключевые слова: надежность, электрооборудование, гарантийный период эксплуатации, Lada Kalina.