4-2017

Аннотации и ключевые слова


Расчет степени износа литийионных аккумуляторов, используемых в батарейных системах электромобилей и гибридных автомобилей

Cкрипко Л. А.

Статья посвящена проблеме определения степени износа литийионного аккумулятора в процессе эксплуатации электромобиля или гибридного автомобиля. Актуальность создания алгоритма расчета заключается в необходимости контроля степени износа аккумуляторов с целью предотвращения потери производительности транспортного средства и преждевременного выхода из строя дорогостоящих аккумуляторных ячеек. В статье представлены подробное описание алгоритма расчета и полученные результаты для железо-фосфатного аккумулятора емкостью 20А·ч.

Ключевые слова: электромобили, гибридный автомобиль, фильтр Калмана, литийионная аккумуляторная батарея, расчет степени износа аккумулятора.


Источник бесперебойного питания для авиакосмических и наземнотранспортных электроэнергетических комплексов

Резников С.Б., Харченко И.А., Храмцов К.Н., Жегов Н.А.

Предлагаются нетрадиционные схемотехнические решения для многофункционального вторичного источника электропитания (ВИЭП) – резервно-аккумуляторного источника бесперебойного питания (ИБП), предназначенного для авиакосмических и наземнотранспортных электроэнергетических комплексов (ЭКК), в частности, для полностью электрифицированных самолетов (ПЭС). Решения пригодны для реализации модульно-масштабируемой архитектуры ЭЭК на базе параллельных унифицированных модулей, позволяющих повысить производственную, монтажную и эксплуатационно-ремонтную технологичность, снизить трудозатраты и простои транспорта и повысить надежность ЭЭК. Решения защищены приоритетом РФ и представляют интерес для широкого круга специалистов в области силовой электроники ЛА и других транспортных ЭЭК.

Ключевые слова: ИБП, электроснабжение, полностью электрифицированный самолет.


Расчет степени заряда литийионных аккумуляторов, используемых в батарейных системах электромобилей и гибридных автомобилей

Ендачев Д. В., Скрипко Л. А.

Статья посвящена проблеме расчета степени заряда литийионных аккумуляторов, используемых в высоковольтных батареях электромобилей и гибридных автомобилей. Актуальность поставленной задачи заключается в невозможности непосредственного измерения степени заряда аккумулятора при эксплуатации транспортного средства, а значит, в отсутствии необходимого контроля над сте-пенью заряда. Основными причинами этого являются продолжительный период восстановления напряжения после снятия нагрузки, а также пологая зависимость напряжения от степени заряда практически во всем диапазоне разряда аккумулятора. Проблема расчета степени заряда заключается в том числе в погрешностях используемых датчиков тока и, как следствие, неточности расчета баланса электроэнергии батареи. Рассматриваемый в статье метод расчета подразумевает использование экспериментальных зарядно-разрядных характеристик аккумулятора, построение его эквивалентной схемы замещения и использование фильтра Калмана для корректировки теоре-тически определенной величины степени заряда.

Ключевые слова: электромобили, гибридный автомобиль, фильтр Калмана, литийионная аккуму-ляторная батарея, расчет степени заряда аккумулятора.


Обзор современных разработок электротехнического оборудования АО «Электропривод»

Власов А.И., Конышев Д.В., Новоселова А.В.

В статье представлен обзор современных разработок предприятия АО «Электропривод» в области исполнительных механизмов, электродвигателей, авиационных электроприводов и систем электрозапуска газотурбинных двигателей.

Ключевые слова: электромеханизм, импортозамещение, системы электрозапуска, электростартер, автоматизированный электропривод.


Сравнительная оценка применения коллекторного и асинхронного привода на электровозах переменного тока

Власьевский С. В., Малышева О. А., Мельниченко О. В.

В статье рассмотрены достоинства и недостатки коллекторного и асинхронного двигателей электровозов переменного тока в режиме тяги путем исследования их тяговых характеристик и характеристик мощности. Дана сравнительная оценка их свойств. Показано влияние тяговых характеристик на характеристики мощности, а, следовательно, и на расход электроэнергии в режиме тяги. Рассмотрены поведение коллекторного и асинхронного двигателей на границе сцепления колеса с рельсом при возникновении буксования колесных пар и влияние на этот процесс жестких и мягких тяговых характеристик. Проведен сравнительный анализ всех видов влияний характеристик на энергетическую эффективность электровозов переменного тока с коллекторным и асинхронным приводами.

Ключевые слова: электровоз, режим тяги, электрический привод, тяговые характеристики, характеристики мощности, расход электроэнергии, буксование колесных пар относительно рельсов.


Исследование электромагнитных процессов в тяговом приводе электровоза переменного тока при выходе из режимов тяги и рекуперативного электрического торможения

Титова Т.С., Евстафьев А.М., Якушев А.Я., Опарина Е.В.

В статье представлены результаты компьютерного имитационного моделирования электромагнитных процессов в тяговом приводе электровоза переменного тока с зонно-фазовым регулированием при выходе из режима тяги и рекуперативного торможения, необходимые для определения максимальных интервальных задержек программного формирования команд управления аппаратами силовой цепи. Результаты могут быть применимы для модернизации микропроцессорных систем управления электровозов ЭП1, ЭП1М, 2ЭС5К, ЭП2К.

Ключевые слова: электроподвижной состав, тяговый электропривод, микропроцессорная подсистема управления, коммутация, электромагнитные процессы.


Исследование характеристик экранированного асинхронного двигателя

Ким К.К., Гринфельд Г.М., Голоколос Д.А.

Современные электромеханические преобразователи, используемые на транспорте, должны обеспечивать высокую надежность при работе в тяжелых и экстремальных условиях. В статье представлены результаты численного моделирования экранированного асинхронного двигателя, предназначенного для работы в таких условиях. Целью исследования является оценка влияния параметров экранирующего элемента на эксплуатационные характеристики электропривода.

Ключевые слова: экранированный асинхронный двигатель, экранирующий элемент, математическая модель.


Добротность мезаэпитаксиальных GaAs-варикапов

Сурайкин А. И., Кокулов С. Г.

В статье представлены результаты исследования добротности полупроводниковых мезаэпитаксиальных GaAs-варикапов, предназначенных для широкого применения в высокочастотной аппаратуре. Показаны полученные соотношения, связывающие электрофизические параметры и параметры физической структуры варикапов, непосредственно связанных с добротностью. Рассмотрены способы повышения добротности GaAs-варикапов. Приводятся данные об измерении добротности экспериментальных образцов мезаэпитаксиальных GaAs-варикапов.

Ключевые слова: арсенид галлия, варикап, мезаэпитаксиальная структура, емкость, добротность.


Реализация возможностей бортового диагностического комплекса оценки электромагнитной совместимости электрооборудования автомобилей

Козловский В.Н., Петровский С.В., Ютт В.Е.

В работе представлены результаты анализа экспериментальных данных оценки возможностей бортового комплекса измерения электромагнитной совместимости электрооборудования автомобилей.

Ключевые слова: автомобиль, электрооборудование, электромагнитная совместимость.