2-2016

Аннотации и ключевые слова


Поддержание надежности электронных систем управления двигателем в эксплуатации

Баженов Ю. В., Каленов В. П.

В статье предложены стратегии технического обслуживания конструктивных элементов электронных систем управления двигателем с учетом возможности их диагностирования. Обоснованы диагностические параметры, оценивающие техническое состояние конструктивных элементов ЭСУД, и определены их нормативные значения. Выявлены закономерности изменения диагностических параметров ЭСУД по наработке автомобиля. Для элементов ЭСУД, не имеющих признаков изменения технического состояния, предложено производить их замену при достижении определенной наработки.

Ключевые слова: стратегия, диагностический параметр, ЭСУД, датчик, наработка.


Автотрансформаторно-выпрямительные устройства в системах электроснабжения летательных аппаратов. Девятифазная система

напряжений и восемнадцатипульсное выпрямление

Коняхин С. Ф., Коняхин В. С., Третьяк В. И.

В статье рассмотрены современные тенденции построения электроэнергетического комплекса летательных аппаратов. Показаны роль и место АТВУ в бортовых системах электроснабжения. Определены расчетные соотношения для девятифазных систем и восемнадцатипульсного выпрямления.

Ключевые слова: АТВУ, девятифазная система напряжений, восемнадцатипульсное выпрямление, топологические структуры, качество электроэнергии.


Система критериев качества для оценки перспективных систем автоматического управления скоростью грузовых поездов с распределенной тягой

Киселев М.Д., Пудовиков О.Е.

Для оценки качества управления скоростью движения грузового поезда ис-пользуют помимо традиционных показателей качества еще и специфиче-ские, такие как максимальные величины продольных динамических сил и величина накопленных усталостных напряжений сцепных приборов. Но этого недостаточно при разработке САУ скоростью для поездов с распределенной тягой, поэтому выбраны дополнительные критерии с учетом специфики объекта исследования. Проведен сравнительный анализ результатов моделирования при реализации различных алгоритмов управления.

Ключевые слова: система автоматического управления скоростью локомотива, показатели качества управления, продольные колебания в поезде, распределенная тяга, тяжеловесный грузовой поезд, запас устойчивости, устойчивость.

Электромагнитные процессы в системе тягового электроснабжения с МФ ВДТ при включении его вольтодобавочной обмотки в отсасывающую линию

Косарев А.Б., Алексеенко М.В.

В статье предложен алгоритм моделирования электромагнитных процессов в системе тягового электроснабжения с многофункциональным вольтодобавочным трансформатором. С использованием результатов компьютерного моделирования установлены частотные характеристики наводимых в проводах тяговой сети напряжений, определяемых электромагнитным влиянием тяговой сети с многофункциональным вольтодобавочным трансформатором на смежные линии. Предложенный алгоритм моделирования электромагнитного влияния тягового электроснабжения на смежные линии позволяет отказаться от применения коэффициентов чувствительности и волнового при исследовании мешающего влияния системы тягового электроснабжения на линии связи. Установлено, что как за счет изменения напряжения на опережающей и отстающей фазах, так и, в основном, за счет пе-рераспределения тока в тяговой обмотке силового тягового трансформа-тора происходит существенное уменьшение коэффициента несимметрии по току (напряжению) в системе внешнего электроснабжения. Показано, что при равных (по модулю) токах в контактной сети смежных межподстанционных зон коэффициент несимметрии по напряжению на шинах тяговой подстанции, питающей данные участки, стремится к нулю.

Ключевые слова: электромагнитная совместимость, силовой тяговый трансформатор, электроподвижной состав, система тягового электро-снабжения, многофункциональный вольтодобавочный трансформатор, коэффициент несимметрии, ток и напряжение в системе тягового электроснабжения.


Сетевая коммутация выпрямительно-инверторного преобразователя в зависимости от параметров контактной сети и числа секций электровоза

Савоськин А.Н., Литовченко В.В., Болдин Д.И.

В статье рассмотрены процессы сетевой коммутации в выпрямительно-инверторных преобразователях электровозов переменного тока для режима рекуперативного торможения в условиях «слабой» контактной сети. Показано, что увеличение числа одновременно работающих секций приводит к непредсказуемым изменениям длительности сетевой коммутации и вызывает «опрокидывание» инверторов. Для сохранения режима инвертирования необходимо увеличить угол запаса, что снижает эффект от применения рекуперации. Решением проблемы затяжной колебательной сетевой коммутации является применение дополнительного устройства принудительной коммутации вентилей преобразователей. Приведены результаты моделирования работы выпрямительно-инверторного преобразователя с принудительной сетевой коммутацией, позволяющего обеспечить режим инвертирования в любом диапазоне изменения токов двигателей и при любых искажениях формы кривой напряжения сети, даже при движении на консольных участках контактной сети.

Ключевые слова: электровоз, выпрямительно-инверторный преобразователь, длительность сетевой коммутации, инвертирование, принудительная сетевая коммутация.


Совершенствование алгоритмов автоматики интеллектуального терминала ИнТер-27,5 НИИЭФА-ЭНЕРГО

Герман Л. А., Ишкин Д. В., Якунин Д. В.

В статье рассмотрено совершенствование автоматики питающих линий контактной сети и, в частности, устройств определения устойчивого (проходящего) короткого замыкания в отключенной контактной сети (УККЗ и УПКЗ), основанное на измерении остаточного и наведенного напряжений, устройства определения места повреждения (ОМП), особенности автоматики постов секционирования. Представлена конфигурация программных ключей интеллектуальных терминалов ИнТер-27,5, изготовленных НИИЭФА-ЭНЕРГО, на основании опытной эксплуатации автоматики на электрифицированных участках переменного тока Горьковской железной дороги.

Ключевые слова: автоматика, контактная сеть, короткое замыкание, ин-теллектуальный терминал, программные ключи, пост секционирования.


Определение температуры обмоток тягового асинхронного двигателя введением дополнительных составляющих напряжения

Космодамианский А.С., Воробьев В.И., Пугачев А.А.

В статье показана актуальность определения температуры обмоток статора и ро-тора тягового асинхронного двигателя бесконтактными методами. Рассмотрен ме-тод определения сопротивления и температуры обмоток статора и ротора периоди-ческим введением напряжения небольшой амплитуды и высокой частоты, выполнена оценка его точности. В случае неодинакового нагрева обмоток статора и ротора предложено введение постоянной составляющей напряжения для повышения точности. Показано влияние неидеальности характеристик силовых ключей инвертора напряжения. Приведены результаты моделирования. Рассмотрена возможность при-менения предложенной методики в электроприводе с системой векторного управления.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, перегрев, сопротивление, высокочастотная составляющая, эффект вытеснения тока, векторное управление.


Параметры кинематических перемещений осевого редуктора с горизон-тальной реактивной тягой группового тягового привода с технологическими погрешностями установки при работе первой ступени рессорного подвешивания

Кручек В.А., Евстафьев А.М.

В статье проведен анализ полученных аналитических выражений для определения перемещений, углов поворота, скоростей и ускорений точек крепления горизонтальной реактивной тяги осевого редуктора колесных пар тягового привода локомотива от вертикальных перемещений буксовой ступени рессорного подвешивания с учетом технологических погрешностей, возникающих при их монтаже. Учитываются различные варианты крепления горизонтальных реактивных тяг к раме тележки: крепление внутрь или наружу, а также их возможный наклонный монтаж. Выводы представлены в виде аналитических выражений и графиков.

Ключевые слова: локомотив, групповой тяговый привод, колесная пара, осе-вой редуктор, реактивная тяга, рессорное подвешивание, кинематика, угол поворота, технологическая погрешность, вертикальные перемещения, граничные значения.


Передача электрической энергии  электромагнитными полями и их воздействие на окружающую среду

Бадёр М.П.

В статье рассмотрены резонансные однопроводные системы, которые обеспечивают передачу электроэнергии по единственному, весьма тонкому проводнику с минимальными потерями энергии. Проведенные исследования показывают, что они являются высокотехнологичными энергосберегающими системами и открывают возможности для тотальной замены ими суще­ствующих многофазных высоковольтных ЛЭП. Приведена методика распространения электромагнитных колебаний вдоль линий электроснабжения и смежных линий, которая дает возможность проводить обоснование электромагнитной совместимости линий электроснабжения с окружающей средой, инфраструктурой, коммуникациями связи и цепями железнодорожной автоматики.

Ключевые слова: передача электрической энергии электромагнитными полями, резонансные однопроводные системы, высокотехнологичные энергосберегающие системы, распространение электромагнитных колебаний, электромагнитная совместимость.